«Шаг вперед-4» - новый фильм почтенной танцевальной франшизы – это абсолютный зрелищный триумф при очень слабом сюжете.
В качестве истории о конкретных людях картина не оправдывает надежд, однако как фильм-представление она подвижна, акробатична, хотя уровень актерского мастерства тоже мог бы быть и выше. И все же этот 98-минутный сахарный сироп следует признать бесспорным достижением. Сделав ставку на перфоманс, фильм блестяще преподносит его, а превосходная 3D-работа должна помочь в продолжении скромной (и немного нисходящей) волны успеха, заданной предыдущими частями.
«Шагу вперед» так и не удалось полностью оправиться от потери актера Чанинга Татума, который использовал свой вклад во франшизу для создания статуса героя-любовника. Создатели фильма постарались заменить его парнем с модельным прошлым и участником боев без правил Райаном Гузманом, который, исполняя роль Шона, излучает еле заметный шарм и часто ходит без майки.
Шон подрабатывает официантом на дорогом побережье Майями, но главное его занятие - лидерство в группе флэшмоб-танцоров («оригинально» названной «Моб»), которая врывается в общественные места с умно поставленной хореографией. Эти тщательно продуманные выступления записываются и выкладываются на YouTube, где группа надеется выиграть приз $100 000 за самый популярный канал. Но на их пути стоит опасное вирусное видео – котенок, который любит дабстеп.
Пока группа старается монетизировать свой онлайн-трафик, появляется и другая проблема – угроза городской перезастройки и хищнического девелопмента. Отель, в котором работает Шон, выкупает ловкий финансовый магнат мистер Андерсон (Питер Галлахер, играющий землевладельца, является самым опытным актером основного состава), рассчитывающий снести до основания и заново отстроить район, в котором протекает жизнь «Моба». Тем временем дочь Андерсона Эмили (Кэтрин МакКормик) завязывает отношения с Шоном и присоединяется к его бэнду, не рассказывая правды о своих родителях.
Как только Андерсон готовится закрыть сделку по своему новому отелю, «Моб» начинает радикальные выступления, выражая свой протест против застроек с помощью хореографии; их перфоманс в закрытом офисном здании, где они появляются в костюмах партизан, – лучший в фильме.
Сюжет в фильме абсурден, и неопытные, в большинстве своем, актеры не могут ничего сделать, чтобы спасти диалоги, от которых хочется зарыдать. Герои живут в фантастических реалиях, где работа, денежные затруднения и тюремные сроки – всего лишь небольшие сложности, возникающие в промежутках между танцевальными уличными вечеринками. В картине даже выстроена фантастически оснащенная прибрежная зона, которая может напоминать идеальную страну Питера Пэна.
Хорошие новости заключаются в том, что собственно течение сюжета занимает не больше половины хронометража. Выстроенный в меньшей степени как традиционный танцевальный фильм, и в большей – как школьное кино про скейтбордеров, «Шаг вперед – 4» включает множество хореографических связок, срежиссированных Скоттом Спиром, который очень творчески использует окружающую среду. Эпизод с выступлением в арт-галерее можно в этом смысле назвать гениальным. С технической точки зрения, танцевальные сцены поставлены безукоризненно, фокус камеры всегда находится на своем месте, а качество 3D-картинки может пристыдить целый ряд более высокобюджетных проектов.
Танцевальные сцены исполняются уверенно и с энтузиазмом, даже менее опытные танцоры типа Гузмана демонстрируют здесь свои лучшие стороны. При этом фильм будто постоянно испытывает чувство долга перед «Танцуют все!» (танцевальным телепроектом – прим. переводчика), из которого он позаимствовал главную героиню (МакКормик), продюсера (Адама Шанкмана), нескольких заметных актеров второго плана (Стивена Босса, Миу Майклс), двух хореографов (Трэвиса Уолла, Чака Малдонато), а также больше количество танцоров (если камера долго задерживается на ком-то в группе танцевальной поддержки, скорее всего, этот человек появлялся в шоу). Так же как и телепроект, «Шаг вперед – 4» обращается к разным танцевальным жанрам: от хип-хопа и до балета, от современного джаза до цирковой акробатики. На выходе получается странная смесь элементов, приятных по отдельности, но создающих странное послевкусие вместе – это как если на ванильное мороженое положить ложку икры.
Но каким бы слабым фильм ни был, его подход, в котором «и это тоже сгодится», может оказаться заразным. Он обрушивает на зрителя все что может, не задумываясь, способен ли тот будет переварить предложенное.